Река Балбанью

Часа через четыре мы подъехали к реке Балбанью. В прошлом году, когда мы ехали на Желанную, мы уже проезжали мимо Балбанью, но не останавливались, поэтому, это было наше первое знакомство с рекой. Должен сделать небольшую оговорку, чтобы были понятны некоторые последующие события. Дело в том, что водитель нас ввел в заблуждение (насколько он сознательно это сделал мне сейчас трудно сказать, но факт остается фактом). Изначально мы договаривались, что нас забросят на Санавож, т.е. на саму базу. Водитель же, Александр, сказал нам, что там ведутся какие-то работы и подъезд к реке на кордоне Санавож перерыт и там нам придется таскать на себе вещи где-то метров 300-350. Поэтому, он решил высадить нас пораньше, по его словам ближе лишь на один-полтора километра, но зато у самой воды. Мы ему поверили, хотя потом узнали, что он нас мог высадить на так называемых Гротах и что это было бы даже правильнее. К чему привело то, что нас высадили близко к устью Балбанью я расскажу позже, а пока мы приступили к приготовлению ужина и к сбору катамарана.

Часа через три катамаран был собран, ужин готов, вещи более-менее упакованы. Осталось перекусить, загрузиться на кат и оттолкнуться от берега. Что мы собственно и сделали. И тут же для нас начались, как бы это помягче сказать, неожиданности… а если точнее, то пороги. А мы к ним оказались не готовы. Во-первых, мы не прикрутили к катамарану коленную посадку, т.е. сидели прямо на баллонах и вещах. Во-вторых, не все вещи на кате были увязаны и лежали просто сверху на герме. В-третьих, мы даже толком не успели друг с другом сработаться и потренироваться в прохождении порогов. В общем, сразу, с места в карьер.

Первые два порога прошли довольно легко и я бы даже сказал непринужденно. Это вселило в нас уверенность, придало силы и очень скоро мы пожалели об этом. Больше всех пожалел я. Дело в том, что нам бы немного охолонуть, остынуть после первых порогов, нормально увязаться, выработать привычку просматривать пороги и т.д. В общем, делать все по науке сплавного искусства. Но нет же, мы очертя голову ломанулись вперед и третий порог Балбанью наказал нас. Ваш покорный слуга, то есть я, на этом пороге «благополучно» вылетел с катамарана. Если коротко, то мы очень неудачно, боком, вышли на один слив, катамаран накренился именно на тот баллон, на котором сидел я и мне пришлось принудительно катапультироваться в воду. Если описать свои ощущения, то самые первые эмоции — это шок. Ничего не понимаешь, что происходит, на уровне безусловных рефлексов пытаешься найти хоть какую-то твердую опору, хватаешься за камни, но течение тащит тебя вниз, еще быстрее даже, чем катамаран. В общем, только с третьей попытки мне удалось зацепиться за камень, закрепиться ногами. Выкарабкался на берег, огляделся. Понял, что в правой руке у меня весло! Нахрена я его все это время держал не пойму. В общем, так с ним и вышел на берег. Огляделся и понял, что я стою на левом берегу, прямо под скалой, а катамаран выкинуло на правый берег. Попытался пройти по своему берегу, думал, может, выйду куда-нибудь на более спокойный участок реки, но не тут то было. В моем распоряжении была лишь небольшая «полочка» под скалой, а дальше либо в воду снова лезть, либо карабкаться на скалу. В общем, я понял, что надо сидеть здесь и не дергаться.

На нижнем видео запечатлен момент моего «купания». Хотя, сказать, что он запечатлен — это слишком громко сказать. Самого момента не видно, так как наш оператор, Евгения, фотоаппарат, в силу понятных причин, бросила, но даже аудиоряд дает какие-то представления о просходящих событиях.

А на фотке ниже видно, как я одиноко стою на левом берегу Балбанью сразу после падения. Пока я там «загорал» ребята разгрузили кат и отправились спасать меня.

Сплав по рекам Балбанью и Кожим

На видеоролике (ниже) видно, что операция моего спасения была проведена четко, результативно вполне позитивно для меня. Единственное, что омрачило успешную операцию это то, что на том берегу я оставил фляжку с коньяком, которую выложил на камни, оценивая потери от своего падения в воду. Кроме того, замочил свой смартфон, который после этого купания так и не ожил.

Попытались оценить ущерб от моего падения и поняли, что это не только потерянная фляжка с коньяком, моя мокрая одежда и нерабочий смартфон, но и банок 7-8 тушенки, банка кофе, кетчуп, сумка одного из членов нашей команды (что лежало в этой сумке, он так и не вспомнил). Все эти вещи лежали в коробке и не были закреплены на катамаране. В общем, вполне приемлемая и доступная дань реке Балбанью.

Понятно, что я был мокрым насквозь и первой нашей мыслью было разведение костра и сушка вещей. Но, посмотрев на навигатор, мы поняли, что до запланированного нами заранее места нашей первой стоянки (устья Балбанью) осталось лишь 2-2,5 километра и при таком течении, мы их проскочим буквально за 25-30 минут. Решили загрузить катамаран и сплавляться дальше. На видеороликах ниже запечатлены некоторые моменты этого получасового сплава по Балбанью.

Уже довольно скоро на левом берегу Балбанью мы увидели знаменитую Каменную Бабу (камень в виде столба), а сразу за ней мы увидели, что находимся в устье Балбанью и поворот налево — это не поворот, а, собственно, сам Кожим. На стрелке Балбанью и Кожима находятся три навеса, поставленные тут нацпарком (официальные стоянки). В связи с тем, что это был сентябрь все три навеса были свободны, т.е. на стоянке никого не было. Мы тут же причалили к левому берегу, разгрузились и стали разбивать лагерь. Этот вечер был посвящен сушке вещей, более правильной укладке вещей в баулах, приготовлению нашего первого ужина на этом сплаве, ну, и конечно же, мы делились впечатлениями от Балбанью. Кстати, сырыми оказались все, не только я. Дело в том, что волна захлестывала катамаран довольно сильно, поэтому буквально все были сырыми, как минимум, по пояс.

Следующий день (второй день сплава) должен был пройти под знаком порога Манюка. Это, наверное, самый знаменитый порог на Кожиме и, возможно, на всем Приполярном Урале (наряду с Белой лошадью на реке Косью). Даже пороги Балбанью не имеют своих собственных имен, а этот порог имеет. Говорят он особенно страшен в половодье. Зная это мы особенно готовились к его прохождению. Утром первым делом мы отправились осматривать его, благо он находился в каких-то 600-700 метров от нашего лагеря ниже по течению.

Вот, собственно, на фотографии ниже и виден сам порог Манюку (или Манюка). Из себя он представляет небольшую скалу, в которую течение Кожима врезается на всем ходу и поворачивает под углом 90 градусов. Затем следует небольшая яма с медленным течением, а сразу за ней два очень неприятных слива.

В этот день нам предстояло еще заклеить катамаран, который, как мы обнаружили, после вчерашних порогов был серьезно порван (один из баллонов). Так же, мы решили именно перед Манюкой поставить на катамаран коленную посадку. Поставить ее мы должны были еще вчера, перед порогами Балбанью, но из-за своей нарадивости и разгильдяйства проморгали это дело и решили наверстать упущенное на второй день. В общем, если добавить сюда стандартные хлопоты по приготовлению завтрака, сбору лагеря, погрузке вещей и т.д., то понятно, почему в этот день мы стартанули довольно поздно, где-то около 13.00 часов.

.