У людей, связанных с авиацией, есть такое понятие, которое обозначает точку так называемого невозврата. Пройдя эту точку самолёт, идущий на взлёт должен взлететь во что бы то ни стало, т.к. дальше конец взлётной полосы и остановиться уже невозмножно.
Физики ядерщики тоже пользуются этим термином: когда цепная реакция началась и её не остановить — ещё мгновение и взрыв.
Если вдуматься, то можно заметить, что такое понятие есть почти везде, в каждой профессии, даже в жизненных ситуациях между жизнью и смертью.
Есть такое понятие (или ситуация) и на сложном, протяжённом туристическом маршруте, когда разумнее двигаться вперёд, чем возвращаться назад, во что бы то ни стало, даже если расстояние до точки старта ближе, чем до точки финиша.
Часть первая.
Трое в лодке, не считая снаряги…
Мы сидели в вагончике вахтовиков, около раскалённой до красна печки, пили ароматный, только что заваренный чай и блаженствовали… Наконец-то мы были в тепле и у нас была возможность хоть немного обсушиться. Сегодня, сплавившись до коньона с небольшим водопадом, мы оставили наши байдарки, взяли часть нашего и отправились на поиски балков. Балком называют небольшой домик или вагончик, оборудованный под жильё.
Ещё зимой я условился с Борисом Ефимовичем (тот, кто читал отчёт по Югорскому полуострову, наверное, Бориса Ефимыча помнит), что он обязательно перебросит пару жилых балков на реку, где мы собственно и планировали завершить наш сплав. По договоренности вагончики должны были стоять в полутора километрах от водопада, на деле же оказалось все три… Но это ничего, это нормально, главное, что они были на месте и в них тепло, есть укрытие от ветра, который вот уже дней десять как мешал нам жить, не унимаясь ни на минуту.
Справка. В районе Югорского полуострова, где и происходят описываемые события, преобладает северный ветер. Его скорость достигала порядка 15 метров в секунду или 50 км в час.
Мы попивали чай и неосознанно оттягивали тот момент, когда нам нужно было подняться и идти под дождем с ветром. Нам надо было во что бы то ни стало сделать обнос водопада и перегнать байды к балкам, что бы в дальнейшем уже спокойно и законно блаженствовать в тепле и уюте…
Мы пили чай и у каждого были свои думы.
В моей памяти настойчиво всплывал тот последний день перед стартом, когда утром меня разбудил то ли голос тёщи, то ли вкусный запах витающий по квартире. «Виталий, вставай, пора.» Мы ещё с прошлого вечера договорились с ней, что назавтра поедем на дачу. Я, чтобы попариться в баньке и подлечить своё больное колено, она — по своим огородным делам. Сегодня я уезжал и нужно было ещё кое-чего купить по-мелочи, собрать рюкзак и снарягу и ничего при этом не забыть. Вот за этими заботами и день пролетел как-то незаметно — очень быстро.
Казалось бы, что в может быть в этом дне необычного? День, как день. Вот только вспоминаться он мне начал всё чаще. Возможно, из-за беспокойства по поводу больной ноги — выдержу ли. Возможно, из-за грустного прощания с близкими мне людьми. А может и ещё от чего-то — не знаю.
Наш поезд отправлялся из моего родного Усинска в 00-10 по Мск. Собственно, поездом-то ЭТО назвать можно было с очень большой натяжкой. Представьте себе состав: тепловоз, к которому прицеплен лишь один вагон (!!!!!!!!), да и тот СВ. Какая же умная голова это придумала????
Город Усинкс с населением в пятьдеся тысяч жителей, не считая людей, работающих вахтовым методом. И из этого города в день отправляются всего три поезда, в числе которых и этот. Да и поезда-то неполноценные, а всего в несколько вагонов. И это лето, время отпусков, когда люди стремятся выехать с севера на юг.
В общем, пассажиров набилось в вагон, аки кильки в банке, да все с вещами. Но, как бы там ни было, а я на встречу со своими спутниками по походу не опоздал и мы довольно успешно доехали до города Воркуты.
Наверное, самое время представить членов нашей команды. Итак, руководитель группы Александров Николай Иванович (ниже на фото).
За спиной этого «монстра от туризма» огромное количество разных маршрутов, в том числе и длительных, и автономных, и даже одиночных. Он один из первооткрывателей Тимана. Это после его отчёта началось массовое паломничество в тот удивительный край. На нашем маршруте он сплавлялся на 2-местной байдарке «Щука — 2».
Следующий член нашей команды — Краюшкин Николай Николаевич (ниже на фото).
Так же очень опытный, много повидавший, турист-водник. Фанат и ценитель каркасно-надувных каяков и большой нелюбитель надувных байдарок («Щука» в их числе). Великолепный фотограф, ломовой лось. «Рюкзак в пятьдесят килограмм, да на десяточку?» — легко! На сплаве он был матросом нашей 3-местной байдарки («Щука -3»), фотографом, завхозом, да и вообще…без него мы были как без рук.
Ну, и Ваш покорный слуга, Шурухин Виталий Викторович (в народе больше известный как Якут Христофор Банифатьевич)
На меня были возложены обязанности капитана 3-местной байдарки, а также я был в группе отвечающим за рыбалку и делал всё, что у меня просили, короче, был на подхвате.
В Воркуту мы прибыли в хороший, погожий и солнечный денек. Выгрузились из поезда и стали оглядываться на площади по сторонам, где нас должна была встречать машина, чтобы «телепортировать» нас к месту старта. Ага, держи карман шире! Щаз, прям так и встретили. Ну, думаю, началось… Так получилось, что в поезде я ехал на 13-ом месте 13 июля. Вот и не верь после этого в приметы. Звоню в офис транспортной конторы: «Вы знаете, машина, которая должна была вас встречать, сломалась, но мы можем вам предложить другую через пару часов» — пропел мне в трубку нежный женский голос. Нет уж спасибо, транспортных контор в Воркуте много, а пассажиров, наоборот, мало. Как говорится я им дал от ворот поворот. Набрал номер другой конторы и уже минут через 20-30 мы ехали по улицам Воркуты в посёлок Цементозаводский. Там-то мы и должны будем встать на воду и начать подъём по реке Воркута.
Примерно через час мы уже были на месте, на берегу реки. Стапель. Эх, кто не ходил в туристические маршруты, тот никогда поймет нашу проблему. Она заключается в том, чтобы разместить в байдарке всё то, что вы с собой привезли и при этом надо еще запомнить где что находится, чтобы не пришлось на каждой стоянке всё переворачивать снова и снова.
Мда, а разместить-то нам было что. Одних продуктов на сорок два дня около сорока килограмм, да ещё снаряжение, да ещё алкоголь.
Вроде, потихонечку утолкались, увязались.
Никал (Николай Александров; в дальнейшем, чтобы не перепутать двух Николаев ,Александрова я так и буду звать) включает навигатор и мы отправляемся в путь.
Часть вторая.
Кто, куда, зачем и почему.
Многие мои знакомые меня не понимают, а точнее мою страсть к отдыху на севере. Как впрочем и я этих людей. Практически все стремятся попасть во время отпуска на юга, а я же без севера не могу представить своей жизни. Для многих существование без благ цивилизации — смерти подобно. Казалось бы, что действительно гонит меня и мне подобных, в те края, куда раньше людей ссылали в качестве жесточайшего наказания? Я, например, не могу себя представить на песчяном пляже. Лежишь в шезлонге, потеешь, загораешь и ничего не делаешь, никуда не двигаешься — для меня это ужас и пытке подобно. Каждый день такого отдыха предсказуем и одинаков как песчинки на том же самом пляже. Когда я начинаю дискутировать с собеседниками и задаю вопрос — а вы когда последний раз пили воду прямо из реки и не могли напиться — до того вкусная? Когда последний раз за четверть часа до обеда ловили столько рыбы, сколько можете съесть? Когда последний раз ели ягоду морошку горстями не помыв в пяти водах, чтобы не отравиться и, наконец, когда последний раз отдыхали без людей, не встретив никого на протяжении двух недель??? Оппоненты же, в свою очередь, парируют доводами типа: «Завтрак без мягкой свежей булки?! Умываться ледяной водой и жить без душа?! Есть суп с утонувшими в нём мошками?! Проходить каждый день по 10-12 километров?!». Ну, что ж, каждому своё. И все, пожалуй, правы.
Вот так же и в туристическом маршруте — группу нужно подбирать по интересам. Кому-то нужно пробежать маршрут за короткий срок, ничего не замечая на ходу и потом хвастаться результатом. Мол, я прошёл маршрут протяжённостью столько-то километров такой-то сложности за столько-то дней — а вам слабо? Нет, это так же не моё. Хотя и схожи мы порой во взглядах. Я, например, не понимаю для чего нужно забираться в самую глушь таким спортсменам. Можно пойти на речку около дома и ну тебе нарезай круги, гони километраж, ты ж всё одно ничего вокруг то не замечаешь, ни тебе красот, ни тебе рыбалки, ни тебе охоты. Тогда какая разница где маршрут ходить?
Для меня маршрут — это на 60% рыбалка, интересные виды и панорамы, а всё остальное как то второстепенно.
Вот и в прошлом году, я, побывав на Югорском, заболел этим краем и замахнулся пройти маршрутом от поселка Амдерма до города Воркута. Но в силу некоторых причин (большой вес багажа и риск не улететь в Амдерму на самолёте) пришлось поменять планы и стартовать из Воркуты. Нашей группе предстояло (по плану) пройти семь рек и три озера, но в итоге мы побывали на восьми реках и шести озёрах.
В данной статье я по мере описания прохождения нами маршрута буду приводить схемы и карты, где отмечу разными цветами проект маршрута и его реальное прохождение. Виной такому сильному изменению планов послужил, прежде всего, катастрофически низкий уровень воды в 2012 году. Только на Великой (иногда она отмечена как река Большая Нгою) уровень воды нас порадовал. В остальных же реках — практически обмелевших, воды было ниже низкого. Из за этого и волоки удлинились да и прохождение рек несколько усложнилось….