Справка. Сколько себя помню, я всегда интересовался топонимикой, т.е. переводом и значением названий географических объектов. Благодаря своему интересу вот что я накопал в литературе и в интернете о названиях в тех местах. Область распространения ненецких названий географических объектов расширялась по мере освоения ненцами новых земель. На Кольский полуостров они переселились только во второй половине 19 века, поэтому ненецкие топонимы там особо не закрепились. В Большеземельской тундре от Печоры до Урала, где и проходил наш маршрут, ненецкие топонимы соседствуют не только с русскими, но и с топонимами коми. Вот и получаются смешанные названия. Как пример — гора Ябтомыльк. Ябто -нен. гусь, мыльк — коми холм получается гусиный холм или гусиная гора, хотя наверное такой перевод некорректен…. Вот так и река Сядэйю — сядэй нен. идол, ю — коми река.
Ну что же, прокатимся и по реке идолов. Ещё во время подъема по ручьям, рассуждая о дальнейшем предстоящем маршруте, мы ожидали от этой реки спокойного, «матрасного» сплава. Но, если вы помните, в том году воду в реки и ручьи налить забыли. Одно нас радовало: идти предстояло вниз, а не вверх по течению. Да и в плане рыбалки на эту реку нами возлагались бОльшие надежды. По реке Идолов нам нужно было пройти 66 километров.
На следующее утро после волока мы организовали стапель и начали наш сплав по реке Идолов.
По причине малого уровня воды на реке обнажились многочисленные шиверы и перекаты. Даже не смотря на это, нам удалось пройти реку Идолов за пару дней. Идолов мы, правда, не увидали, зато надо признать, что рыбалка была отменная. Наконец-то было хоть какое-то разнообразие, а то всё хариус, да хариус. Помните? — «тут рыбы нет, один хариус». 🙂
Не нахлыстом единым как говорится, жив рыбак. И я взял в руки спиннинговое удилище. Очень уж щучки жареной хотелось. Но каждый раз приманку хватал всё тот же хариус.
Но вечером, на стоянке, я хариусу отомстил — взял его и зафилеровал. Решил сделать сагудай.
Справка. В походных условиях очень многие любят приготавливать эту великолепнейшую рыбную закуску. Я хочу поделиться своим рецептом, по которому я в последнее время и готовлю Сагудай. А если быть более точным, то рецептов будет два: один — походно-выездной, а второй — для домашних условий.
Итак, походно-выездной САГУДАЙ. Выбираем несколько хариусов из расчёта один хариус (граммов этак на 800) на каждого едока. Я как пример беру хариуса, потому как это самая распространённая и быстроготовящаяся рыба. Кроме того, существует мнение, что сырым можно есть только хариуса, т.к. он не подвержен болезням, опасным для человека. В принципе, для сагудая подойдёт практически любая рыба. Главное в сагудае — не рыба, а способ приготовления. Тут нужно найти тонкий баланс между солёным и кислым вкусом. Итак, поехали дальше. Рыба поймана и почищена. Теперь очень аккуратненько вырезаем филе. Конечно, сагудай можно делать и из кусков рыбы, но лично я люблю без костей. Когда филе готово, его нужно рарезать на кусочки размером примерно как Кастмастер весом в 21 грамм. Теперь делаем следующее: берём кан (котелок) с широким плоским дном. Насыпаем на дно слой соли (дно должно быть закрыто солью), сверху на соль кладём слой рыбы, толщиной в один кусочек или в одно звено. Слой рыбы опять присыпаем солью и так послойно, до тех пор пока рыба не закончится. Теперь внимание!!! Отставляем котелок в сторонку, обязательно под солнечные лучи. Хариус должен солиться не больше получаса, когда тепло и солнечно, и до часа в холодную дождливую погоду. Пока рыба просаливается надо заняться луком. Лук режем кольцами, складываем в миску и промываем в воде (раньше я этого не делал, но потом понял, что промытый в воде лук получается более нежным). Промытый лук мелко-мелко режем. К этому времени рыба должна уже просолиться. Тщательно её промываем, смешиваем с мелко нарезанным луком, добавляем специи. Я всегда бросаю молотый чёрный перец (по вкусу), душистый перц (измельчённый) и немного лаврушки. А вообще, сагудай очень любит эксперименты. Теперь все, что у нас получилось, сбрызгиваем 9-процентным уксусом и активно перемешиваем. Главное, не переборщить с уксусом, иначе не получится тот кисло-солёный баланс. С недавнего времени я начал добавлять в сугудай немножко (на килограмм рыбы примерно половину столовой ложки) растительного масла, лучше, конечно, если это будет оливковое масло, но и с подсолнечным тоже неплохо получается. Отставляем (лучше спрятать от жаждущих) котелок и переходим к сервировке стола, достаём заранее разведённый, охлаждённый спиртик ну и через полчасика первый тост — за рыбалку!!!!!
Домашний рецепт отличается от походного лишь рыбой: дома я беру для сагудая сёмгу. При засолке добавляю чуть-чуть сахарного песка, когда лук порезан, то добавляю в него уксус. Немножко выдерживаю, после смешивания рыбы, лука и специй сбрызгиваю всё это дело лимонным соком (не поливаю, а сбрызгиваю) всё. Приятного аппетита.
Так и закончился первый день нашего сплава по реке Идолов — Сядэйю.
Рядом с нашим лагерем находилось небольшое озерцо, которое облюбовали всякие водоплавающие. От их гвалта спать было просто невозможно.
Тут тебе и утки с утятами:
и полинявшие гуси:
Справка. В середине июля, а иногда чуть раньше, гуменники (гуси) начинают собираться в стаи. В это время собираются обычно не гнездящиеся птицы, начинающие к этому времени линять. Гуси теряют свои маховые перья и теряют способность летать. Мы воочию наблюдали, как стаи линялых гусей убегали, завидя наши лодки, в тундру, или прятались в кустах, ища укрытия.
Гнездящиеся гуси линяют чуть позже и встают на крыло подчас вместе с подросшими выводком. Линялый гусь в это время абсолютно беззащитен. Добыть его не составляет особого труда даже не имея ружья. В чём мы позже и убедились, но не по своей воле.
Следущая ночь выдалась морозной и ясной, чем Николай и воспользовался, проведя прекрасную фотосессию.
Съёмка велась примерно с пол-первого ночи и до часу ночи. В это время (двадцать первое июля) в этих широтах солнце уже ненадолго скрывается за горизонтом, прошел целый месяц после дня летнего солнцестояния (которые приходится на 21 июня), когда солнце ходит по кругу и не заходит вовсе.
В ту ночь я засыпал с мыслью, что уж завтра-то я точно щуку с окунем найду и уж тогда она от меня не уйдет. Следующий день приподнёс довольно много приятных и не очень сюрпризов. Из неприятных — поднялся ветер и, как водится, откуда бы ветер не дул, но когда ты в лодке на воде, он почему-то всегда встречный (вмордудуй). Из приятных — на одной из кос мы встретились с оленем, причём олень совершенно людей не боялся и позволил себя сфотографировать с разных ракурсов. Вообще оленей в тех местах диких уже нет, все они чьи-то: либо колхозные, либо частные. По недогляду пастухов олени частенько отбиваются от стада и когда пастухи каслают (перегоняют) стадо на другое пастбище (обычно на лето перегоняют на север, ближе к океану, где оленя не донимает гнус), отбившиеся олени остаются в том месте, где они обрели свободу.
И, наконец-то, я нашёл на реке щуку. Правда, сначала опять ловился вездесущий хариус, но стоило только мне забросить блесну и провести её около маленькой обраточки, как щука тут же клюнула.
А там и окунь не побрезговал моей вертушечкой…
Таким образом мы и двигались, глазея по сторонам и останавливаясь на рыбалку на коротких остановках. По мере приближения к месту, где река делала поворот на север всё больше на нашем пути попадалось шкуродёров и порогов.
В этот день мы достигли устья реки Сядэйю и даже умудрились немного пройти немного по Каратаихе. А вечером, на стоянке, наконец-то вкусили жареной щучки и окуня, мастрески приготовленных Никалом!